Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Випічка [31]
Випечка [2]
Горячие закуски [181]
Новости [108]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Июнь » 3 » Нескучные Заметки-29: МУЗЕЙ АРМИИ (продолжение)
02:49
Нескучные Заметки-29: МУЗЕЙ АРМИИ (продолжение)
В этот же самый день, 75 лет назад в СССР принят закон о смертной казни за побег за границу, а 40 лет назад в Нью-Йорке скончался бежавший от советов в свободный Париж и до глубокой старости сохранивший шевелюру Александр Федорович Керенский, в жизни которого было довольно много удивительных совпадений со своим не менее знаменитым, но рано облысевшим антагонистом.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ, УЖЕ ВСЁ ГОТОВО к завтрашнему государственному визиту во Францию Председателя Правительства России Владимира Путина, - говорят, он прилетит в Париж уже сегодня вечером, а завтра ожидается, что он примет участие в открытии грандиозной Русской выставки, в продолжение взаимных общегосударственных мероприятий в парижском Гранд-Пале, еще закрытом для публики, уже стоят гигантские красновские матрёшки. Будет не так жарко, можно будет сходить, полюбопытствовать.:))

Кроме того, завтра в Париже, да и по всей католической земле будет праздноваться Праздник Святого Сердца Христова, - как известно, в Париже есть также и одноименный Собор. Конечно, за многие века этот день наполнился памятными событиями, - как радостными, так и не совсем... Именно в этот день в 1672 году родился Петр Алексеевич Романов, ставший позднее первым Императором Всея Руси, - о нем мы говорили прежде. В этот же самый день, 75 лет назад в СССР принят закон о смертной казни за побег за границу, а 40 лет назад в Нью-Йорке скончался бежавший от советов в свободный Париж и до глубокой старости сохранивший шевелюру Александр Федорович Керенский, в жизни которого было довольно много удивительных совпадений со своим не менее знаменитым, но рано облысевшим антагонистом.

Мы же с вами, дорогие друзья, ознаменуем начало лета тем, что продолжим наш визит в один из самых крупнейших в мире военных музеев - парижский Музей Армии, расположенный на левом берегу Сены, в 7-ом округе Парижа, в Государственном Доме инвалидов, где мы уже побывали с вами в первой части. Прежде мы все больше говорили не столько о Музее, сколько о Доме инвалидов и истории его создания, - сегодня же настало время рассказать вам именно о Музее Армии, его экспозициях, и о той самой интереснейшей из них, открывшейся в нем недавно после капитальной реконструкции! Наиболее ценные экспонаты, о которых вы прочитаете ниже, промелькнут перед вами в этом ролике, приглядитесь к ним внимательнее, - и добро пожаловать в Музей!



ПРЕЖДЕ ВСЕГО, - минимум официальной, но весьма полезной информации. Итак, знаете ли вы?...

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЕВ. Музеи открываются в 10 часов и работают до 17.00 или 18.00. Иногда раз в неделю музеи работают до позднего вечера. Большинство музеев закрыты по понедельникам или вторникам, а также в некоторые праздничные дни. Кассы закрываются, как правило, за полчаса до окончания работы. Экскурсии в cопровождении экскурсовода обычно заказываются заранее.

В музеях города Парижа посещение постоянной экспозиции бесплатно. Некоторые музеи предлагают бесплатное посещение в один из дней недели. Существуют скидки на билеты для детей, студентов, безработных и людей пожилого возраста. Дополнительную информацию можно найти в путеводителе «Paris est vous !», изданном Офисом туризма и конгрессов Парижа на французском и английском языке, или на сайте: www.parisinfo.com, рубрика «Museums & monuments».

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (НАЦИОНАЛЬНЫЕ) МУЗЕИ. Их задача – приобретение произведений искусства для обогащения национальных коллекций, а также прием посетителей и организация временных выставок. В Париже 14 национальных музеев: Музей восточного искусства (Гиме), Эжена Делакруа, Эннери, Геберта, Жан-Жака Эннера,Лувр, Гюстава Моро, Музей Средневековья – Термы Клюни, Оранжери, Орсе, Пикассо (вновь открыт после ремонта), Родена, Национальные галереи Большого дворца, Дворец Порт Дорэ – Тропический аквариум. Вход в эти музеи бесплатный по первым воскресеньям каждого месяца, а также для некоторых категорий посетителей (www.rmn.fr).

МУЗЕИ ГОРОДА ПАРИЖА. Искусство, история, литература... город Париж собрал уникальные коллекции, почти не уступающие государственным! 14 достопримечательностей и музеев являются муниципальной собственностью города. Это Музей Современного искусства Бурделя, музей Карнавале (Истории Парижа), Сернуши (Искусства Азии), Коньяк-Жэ, Галльера (Музей Парижской моды), Романтической жизни, Цадкина, Дом-музей Бальзака, Катакомбы, Археологическая КриптаСобора Парижской Богоматери, Мемориальный музей маршала Леклерка и Освобождения Парижа, Музей Жана Мулена, Малый дворец (Музей Изобразительных искусств) и Дом-музей Виктора Гюго. Вход в эти музеи бесплатный (за исключением временных выставок, а также Катакомб, Крипты, музеев Городской канализации и Галльера).(www.paris.fr/musees/).

НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО ОТ АВТОРА. Собираясь в музей, друзья мои, стоит вспомнить проповедь мудреца Киркорова о том, что к Артисту надо приходить подготовленным. От себя добавлю, что для визита в тот или иной музей лучше всего выделять целый день, если только вы не забежали просто уточнить, в каком именно зале висит Мона Лиза - тогда можно обойтись и часом. Вряд ли стоит покупать карточки т.н. Museum Pass, если только вы не намерены поставить новый мировой рекорд, обежав все парижские музеи за один-два дня. Чтобы избежать очередей, - многие теряют в них не только время, но и весь интерес к музею, - разумнее заранее покупать билеты (тем паче в Лувр) по интернету - каждый музей имеет свой сайт. Билеты те с открытой датой и не ограничены сроком хранения, не пропадут. Однако же, чтобы не было мучительно больно за хоть и быстро, но неумело потраченные деньги, стоит заранее изучить список музейных льгот: кого и когда пускают бесплатно или "по сниженым ценам".

Мудро поступит тот, кто захватит с собой термос и пару бутербродов: не исключено, что в музейных кафетериях вам не хватит решимости потратить денег, а дойти до близлежащей точки питания в городе - попросту не хватит сил. Однако, не стоит вспоминать героя Райкина и расстилать себе газетку под Никою - наиболее полезно принимать пищу на свежем воздухе - вспомните, что вы в Париже, и устройте себе djeuner sur l'herbe! И последнее: выглянув на улицу, не стоит прощаться с билетом - он действителен в течении всего дня, и по нему вы можете вернуться к Моне Лизе и ее подружкам бесчисленное количество раз, - а кроме того, по нему можно получить дополнительную скидку в родственных музеях! Сэкономленной разницы вполне хватит на бутылочку анжуйского - наслаждаясь в прохладной тени божественной влагой, вспомните эти Нескучные Заметки!:))



Наконец, непосредственно о музее. Парижский Музей Армии (фр. Muse de l'Arme) является Французским Национальным (здесь и далее – государственным) Военным Музеем, расположенным в Государственном Доме Инвалидов (фр. l'Htel national des Invalides) в седьмом округе Парижа, в районе станций парижского метро: Invalides, Varenne и La Tour-Maubourg. Стоит обратить внимание, что Дом (Отель) инвалидов является Государственным учреждением Министерства обороны Франции (фр. Ministre de la Dfense).

В самом начале прошлого века - в 1905 году, два музея, располагавшихся к тому времени в Отеле Инвалидов, - Музей артиллерии и Исторический музей Армии, - были объединены под одним лаконичным названием – Музей Армии.

Вошедший в состав нового альянса Артиллерийский музей (фр. Muse de l'artillerie) был образован в Отеле Инвалидов в 1871 году, сразу же после перемирия с Пруссией, трех дней Коммуны и провозглашения Третьей Республики. Его создали на основе двух коллекций оружия: коллекции Королевского Хранилища (фр. garde-meuble de la Couronne), размещавшегося на площади Согласия (фр. Place de la Сoncorde), в здании нынешнего Морского Министерства, и коллекция доспехов и оружия, принадлежавшая принцам Конде (фр. Les princes de Cond). Позднее туда были привезены пушки из Венсенского замка и замка Пьерфо, добавлены оружейные фонды из запасников Лувра, а также оружие, полученное в ходе конфискаций или пожертвований.

Музей истории Армии (фр. Muse historique de l'Arme) был создан в 1896 году, частной компанией La Sabretache (рус. кавалеристский подсумок, букв. сабельная сумка, ниже будет иллюстрация), президент которой, художник Эдуард Детай (фр. Edouard Detaille), - а чуть ниже - одна из его работ, задумал создать на основе собственных коллекций военный музей, похожий на исторические залы Парижа, демонстрировавшиеся на Всемирной выставке 1889 года.



Помещения Музея Армии занимают более 8000 m и располагаются ныне в восточном и западном крыле Дома Инвалидов, в церкви Сен-Луи (фр. l'glise Saint-Louis) и в подземном Историале Шарля де Голля (фр. Historial Charles de Gaulle), расположенном под главным центральным двором (см. фото ниже), который первоначально назывался Королевским (фр. Сour Royale), позднее был переименован во Двор Мужества (фр. Сour d'Valeur), а впоследствии вновь переименован уже во Двор Чести (фр. Сour d'Honneur), - это название сохранено и сейчас.





Разумеется, Двор Чести всегда использовался для проведения различных церемоний. Так было и прежде: именно здесь, 13 января 1895г. (не пятница ли то была?) был публично разжалован (см. рис. выше) капитан Альфред Дрейфус,[ о нашумевшей истории которого вы уже читали. И именно здесь Президент Республики вручает особо отличившимся высшие военные награды, самая высшая среди которых - Орден Почетного Легиона. Последнее награждение (см. фото ниже) состоялось совсем недавно – 28 мая 2010г. Слева от месьё Саркози - в своей любимой голубой рубашке, chef du chef Дома инвалидов, месьё Эрве Морeн (фр. Herv Morin), министр обороны Французской республики (фр. Ministre de la Dfense).



Отсюда, со Двора Чести, начинают свой последний путь все высшие военные чины. На подобных церемониях зачастую можно увидеть весь цвет французского руководства: помимо преклонившего голову Президента Республики Николя Саркози, на заднем плане в первом ряду стоят: Первая Дама Франции Карла Бруни, шеф Правительства Франции и Премьер-министр (фр. Premier ministre franais) Франсуа Фийон (фр. Franois Fillon), Президент Сената (фр. Snat franais, сайт на русском языке) Жерар Лаше (фр. Grard Larcher), Президент Государственного собрания (фр. Assemble nationale) Бернар Акчойе (фр. Bernard Accoyer), 22-й Президент Франции Жак Ширак (фр. Jacques Chirac) с супругой Бернадетт Ширак. Во втором ряду, рядом с адмиралом, скромно стоит 20-й Президент Французской Республики Валери Жискар д’Эстэн (фр. Valry Giscard d’Estaing).



За всем происходящем во Дворе Чести внимательно наблюдает бронзовыйИмператор. Одна из лучших статуй Наполеона, работы французского скульптора Шарля Эмиля Сюрра, по прозвищу Сюрра-мл. (фр. Charles Marie-mile Seurre, dit Seurre jeune, 1798-1858), заказанная в 1831 году Королем Франции Луи-Филиппом Орлеанским, - тем самым, кто воздвиг Луксорский Обелиск на пл. Согласия, вернул прах Наполеона на берега Сены, и сделал еще немало добрых дел. Статуя Наполеона I высотой 3,50 метра была исполнена скульптором в 1833г. и первоначально украшала собой вершину Колонны Большой Армии, на Вандомской площади в Париже (фр. Place Vendme). За всю свою историю статуя не раз меняла свою прописку, выселялась из центра аж в пригород, на круглую площадь Курбевуа, в нынешнем Дефансе, во время французско-немецкой войны (1870-1871) её даже прятали в Сене, и лишь в 1911, президент Республики Арман Фаллиэр (фр. Armand Fallires) считавший, что Наполеон заслуживал Cour d’Honneur des Invalides, дал ей то место, которое у нее есть сегодня.

Изваяние довольно красиво и реалистично – изображает Императора Франции в его самом любимом темно-зеленом мундире полковника конных егерей Императорской гвардии (фр. Сolonel de chasseur a cheval de la Garde Imperiale), - сшить точно такой же мундир в Париже можно и сейчас, - всего за €720; в его знаменитой шляпе (фр. petit chapeau), которую в России почему-то прозвали треугольной, хотя треугольной (по немецкой моде) была скорее шляпа Фридриха Великого и барона Мюнхгаузена (ниже вы увидите настоящую шляпу Наполеона), и не менее знаменитом, - и, кстати, очень тонком, почти как байковом, - сером рединготе (фр. gris redingote, от англ. riding coat, верхняя одежда прилегающего силуэта, предназначенная для верховой езды), который почему-то называют сюртуком, хотя в сюртуках (англ. frock coat, фрак) никто верхом не скакал – в них обыкновенно ходили «в люди», на балы (вспомните Евг. Онгина), а если уж и ездили, - так только пассажиром. Ну уж таков он, нынешний «великий и могучий», что и нам, Мастерам Слова, и ни выговорить толком, ни объяснить…

«Трудности машинного перевода», помноженные на лень и нежелание иных авторов самому во всем разобраться, легко введут в заблуждение доверчивого читателя, прочитавшего где-то (а чаще всего - везде), что Наполеон получил в армии прозвище «маленький капрал». Но между тем, сказать в просвещенном обществе, что Наполеона звали «маленький капрал», - все равно, что сказать, что Спилберг снял фильм «Спасение частника Райана» (Saving Private Ryan). Полезно вспомнить, что Наполеон Бонапарт выпускался из парижской Военной школы уже офицером (лейтенантом), а значит капралом (прапорщиком) он никогда не был, как не был и маленьким, «ниже стремени», имея 170 см роста. Никогда не было такого звания - ни «маленький капрал», ни «младший капрал» - и во французской армии. Подлинный смысл французской фразы «petit caporal» - не маленький, а «простой капрал», «отец солдатам», «батяня-комбат», - вооружитесь же знанием, друзья - и отныне вас уж никто не обманет!:-))



Сокрытый под бусчаткой Двора Чести подземный Историал Шарля де Голля (фр. Historial Charles de Gaulle), где при помощи мультимедийных материалов рассказывается о жизни и деятельности знаменитого французского генерала,– самый последний, современный выставочный комплекс Музея Армии, разработанный архитекторами Аленом Моатти (фр. Alain Moatti) и Анри Ривье (фр. Henri Rivire) по заказу Музея Армии и Фонда Шарля де Голля (фр. Fondation Charles de Gaulle) – того самого, что переименовывал площадь Этуаль и устанавливалпамятник де Голлю на Елисейских полях. Историал был заложен 18 июня 2000 года, в день 60-летия знаменитого радиообращения Шарля де Голля к французам из Лондона и торжественно открыт для публики в феврале 2008.

Постоянные коллекции Музея Армии разделены на исторические разделы в хронологическом порядке - от античности до конца Второй мировой войны. Вместе с Историалом, в настоящее время в Музее девять крупных разделов (фр. dpartement), среди которых:

• Dpartement Armes et Armures Anciennes
• Dpartement Moderne (priode 1648-1792)
• Dpartement Moderne (priode 1792-1871)
• Dpartement Des deux guerres mondiales (1871-1945)
• Dpartement Artillerie
• Dpartement Emblmes
• Les collections de figurines historiques
• Dpartement des peintures et sculptures, cabinet des estampes, des dessins et de la photographie
• Historial Charles de Gaulle

Наименования разделов не так сложны, и вряд ли стоит их переводить, - впрочем, как и писать столь подробно о каждом из разделов Музея, - есть большой риск, что эта Нескучная Заметка легко превратится в докторскую диссертацию, поэтому я расскажу вам лишь о Самом Лучшем из Самого Интересного - Crme de la Crme - как правильно говорил Президент России Дмитрий Медведев.

Начать осмотр лучше по порядку, с Раздела Древнего Оружия и Доспехов (фр. Dpartement Armes et Armures anciennes), чья огромнейшая коллекция, выставленная на 2500 м, является третьей по величине коллекцией оружия в мире – после венской и мадридской (как видно, Франция была далеко не самой милитаристской страной..:). И хотя в большинстве своем это французское оружие, но представлены также и трофеи из стран Европы и стран Ближнего и Дальнего Востока (Оттоманская империя, Персия, Индия, Китай и даже Япония). На снимке ниже - "Bourguignotte au griffon", мастера Giovanni Paolo Negroli. Milan, 1540. Металл, серебро, золото, текстиль. Вес - 2,5 кг.



Экспонатов так много, что мне, право, наскучило смотреть, - но вместе с тем, парадные доспехи французских королей, а в особенности, конечно же, - Луи XIV, заслуживают всяческого внимания (говорят, знаменитые рыцарские латы Петра I, привезенные им из Парижа, удивительно похожи на доспехи Луи XIV:), - для пущей интриги это фото не привожу, сравните после уже собственными глазами!

На снимке ниже - "Доспехи Льва", Милан, 1545 год, металл, серебро, золото, вес 16,2 кг., - принадлежавшие 24-му Королю Франции Франсуа I (фр. Franois Ier), сыну графа Ангулемского, двоюродному брата короля Луи XII и Луизы Савойской, основателю Ангулемской ветви династии Валуа (читали Дрюона?), которого в России по очень странной и настойчивой традиции именуют на непонятном языке – Франциском, в то время как его тёзку, тщеславного Миттеррана, уже Франциском почему-то не зовут, хотя это именно Франсуа I привез Мону Лизу[во Францию, а Франсуа Миттерран всего лишь отремонтировал еёжилище.))

Примечательно, что «сшитые по мерке» доспехи, - это и документы, которые рассказывают о физической стороне правителей. Так, латы Франсуа I подтверждают, что король был гигантом 195 см роста!



Всяк отличился по-своему: надо сказать, что и Королю-Солнцу Франция обязана не одним только Версалем и Домом Инвалидов, - Луи XIV к тому же изобретатель военной формы, ставшей обязательной для всех служивых, воинских чинов и званий (фр. Ordre du Tableaux), и ...примечательного афоризма, сохранившего свою актуальность и в наши дни: "Каждый раз, когда я кого-то назначаю на должность, я создаю сто несчастных и одного неблагодарного...".

Полезно вспомнить между делом и о том, что Луи XIV принадлежит несомненное первенство в изобретении тысячи других полезнейших новшеств, - например, ...почты, - в Париже этому делу посвящен целый музей, известный лишь узкому кругу избранных персон! Много ценного и нового в освещение почтовой темы внес мой талантливый ПоЧитательАнатоль_01 в своем ярко иллюстированном, глубочайшем исследовании позабытого всеми музея - к названному труду мы и отсылаем любознательного читателя, не имея возможности по условиям места раскрыть здесь все эти проблемы по существу.

Что до знаменитых королевских максим, то согласитесь, друзья мои, что они, словно ваши любимые (Нескучные Заметки), искрятся как королевской мудростью, так и королевской иронией:

"Один из французских вельмож, впавший в крайнюю на­божность, неожиданно возвестил Луи XIV, что ему явился архангел Гавриил и повелел передать королю, чтобы тот оставил свою любимую (фаворитку Лавалье).
- Он и мне тоже явился, - ответил король, - и объявил, что вы повредились в уме."


Он также был первым среди французских правителей, кто включил подразделение своей личной охраны - а это была знаменитая рота мушкетеров (фр. La Maison Militaire du Roy, восстановленная Луи XIV в 1657, но изобретенная правда, его дедом, Анри IV) в состав регулярных воинских частей – как вы помните, Наполеон I также последовал его примеру. При Наполеоне была разработана форма для инвалидов и ветеранов, имевшая специальные отличия от мундиров регулярных воинских частей.



К 1700 году Франция имела самую большую армию в мире, что в свою очередь, требовало от Франции, как ни от одного государства в мире, проявлять к своей армии небывалую государственную заботу. Венцом таких забот вполне можно считать основание Дома инвалидов для ухода за больными, ранеными да и попросту обездоленными солдатами, а также и матросами, - это уместно будет подчеркнуть, поскольку помимо армии, Франция, разумеется, и тогда располагала собственным флотом.

Именно в то время Вобан (фр. Sbastien Le Prestre de Vauban), наиболее выдающийся военный инженер своего времени, считающийся отцом мировой фортификации, маршал Франции и писатель, укрепляет завоеванные города, окружая их рубежи «железным поясом» своих знаменитых, - «словно ощетинившихся», как скажет поэт, - звездчатых крепостей.


Макеты крепостей, создаваемых Вобаном, имели статус особых государственных секретов и хранились под особой охраной в Королевском дворце - Лувре, а позднее в Тюильри, и только совсем недавно, в начале прошлого века, были переданы в Музей Армии, где хранятся теперь в Зале планов и рельефов.

Ко времени переезда в Дом инвалидов, тех макетов осталось не более сотни, но и среди оставшихся вы сможете заметить знакомые силуэты - как например, вот этот, знаменитый Замок Иф, в застенках которого первый литературный генподрядчик Дюма томил своего героя.

Еще в те далекие времена, при Короле-Солнце, во Франции строятся первые казармы (фр. caserne, англ. barrack), что освободило граждан от необходимости размещения солдат в своих домах (помните знаменитое: что ж мы, на зимние квартиры?), и дало больше возможностей для повышения дисциплины солдат. Еще тогда уже были заложены основы т.н. военторга - были налажены первые регулярные поставки в армию провианта, амуниции и вооружения. Появляются новые рода войск - артиллеристы, драгуны, уже упомянутые мушкетеры, как первая гвардия. Армия получает принципиально новое оружие - винтовки, штыки и конечно же, долгожданные пушки, сменившие не только устаревшие копья и мечи, но и перевес сил.

Стоит сказать, что все названные военные реформы если не зарождались сами в головах Вобана и уже знакомого нам с вами военного министра Короля-Солнца - Франсуа-Мишеля ле Телье (фр. Franois-Michel Le Tellier), более известного, как маркиз де Лувуа (фр. marquis de Louvois), то по меньшей мере блестяще воплощались ими в жизнь. Королю-Солнцу оставалось лишь блестяще демонстрировать два таланта, необходимых государю: хорошо выбирать сподвижников и приписывать себе львиную долю их заслуг.

В результате общих титанических усилий, к началу первой мировой в Доме инвалидов насчитывалось лишь 17 постояльцев: этот факт попал даже на обложку популярного тогда парижского иллюстированного журнала. Сегодня в Доме инвалидов, говорят, проживает около сотни пенсионеров и инвалидов французских войск. Администрация, которая о них заботится, называется Государственный институт инвалидов (фр. Institut national des invalides).

В Разделе Двух Мировых Войн (фр. Dpartement des Deux Guerres Мondiales) охватывающем период с 1871 по 1945 год, примечательна военная форма Российской Империи, в которой сражались в Первую мировую, - как видно на нижнем фото, несмотря на войну, она была довольно нарядной, и модной даже и по нынешним временам: обратите внимание вон на ту кокарду на кивере справа - огромный череп, или как тогда говорили, «адамова голова» со скрещенными под ней мечами и девизом «Родина или смерть». Это вовсе не эсэсовцы – это эмблема корниловцев, друзья мои, и далеко еще не времена Гражданской войны… Полезно вспомнить, что в то самое время, пока один не сильно кучерявый любитель заграничных курортов раскатывал по России на броневике, Россия воевала с внешним врагом, немцами – то дело называлось Великой Войной, (фр. La Grande Guerre, это уже позднее, под сороковые, она станет Первой мировой), и Верховным Главнокомандующим русских войск был тогда вовсе не любитель загранкомандировок и чужих жен, а Лавр Георгиевич Корнилов.

В правом углу - тот самый кавалеристский подсумок (фр. sabretache), с золотым вензелем Императора Николая II, некогда тоже ]навещавшего Париж. По тому красному сабраташу (или ташке), знатоки русской армии безошибочно определят, не заглядывая в табличку, что перед нами - форма русского офицера императорской гвардии, элиты Русской Армии, личного полка государя, - Лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка, - вот только форма не штатного красного, а черного, корниловского, цвета…

На следующем фото – уже времена Второй мировой, все узнают популярный в те годы автомат - заимствованное у чикагских гангстеров 30-х годов «изобртенiе» тов. Шпагина, выпускавшееся вовсе не в Туле, а в Иране, если кто не знает. Как видно, форма воевавших в Армии, уже ставшей Красной лишь по названию, а не по цвету формы, сильно утратила не только в одной лишь нарядности, - примечательно, что в многих зарубежных музеях до сей поры изрядный dficit советских военных мундиров. Что ж, как известно - мода, хотя бы и военная, она ведь дама переменчивая!.. Как тут не вспомнить классика: Лихая мода — нашъ тиранъ, Недугъ новйшихъ россіянъ. (вновь именинник А. С. Пушкинъ, и вновь Евг. Онгинъ, если кто подзабыл:).

Ниже - знаменитый труд взявшего себе известный творческий pseudonyme Адольфа Элоисовича Шикльгрубера, под интригующим названием «Моя борьба», который в свою очередь - изрядный dficit в советских военных музеях. Да, воистину, - вся наша жизнь - борьба!... До обеда боремся с голодом, после обеда - со сном... С удивлением узнал для себя, что это, оказывается, даже двухтомник!...

Критикуемый многими коллаборационизм (фр. collaboration — сотрудничество), к которому призвал в 1940 году нацию маршал Франции Анри Петэн (фр. Henri Ptain), выменявший у самого дьявола, как потом напишет публицист, честь и славу Франции на жизни тысяч французских солдат, - привел к тому, что как известно, Франция соблюдала нейтралитет в ходе Второй мировой войны, и на Париж не упало ни одной бомбы: город не только остался цел и уберегся от руин, - работал дажеМулен-Руж, и Париж, и парижане в те времена продолжали жить своей прежней, никогда не унывающей жизнью... Примечательно, что в Доме инвалидов, который вы видите под крылом немецкого Мессершмидта, в 1942 году прятались участники французского Сопротивления.

Успевший в тюремных застенках попробовать себя в литературе и всю свою жизнь мечтавший когда-нибудь посмотреть Париж, Адольф Гитлер осуществил свою мечту, лишь когда стал рейхканцлером Германии. Во время своего знаменитого блиц-турне по Парижу, ранним утром 23 июня 1940 года Адольф Гитлер со свитой, среди прочих парижских достопримечательностей, посетил и Дом инвалидов, где как известно, к тому времени уже находилась гробница Наполеона I.

Памятуя о том, что на простой могильной плите Фридриха Великого в Потсдаме выбиты лишь только два слова: Friedrich der Groe, и находясь под впечатлением от того, что на огромном саркофаге Императора вообще нет никаких надписей, он скажет на выходе своему личному кинооператору, Вальтеру Френцу: «Есть люди, которые поместили свои чины и звания на свои надгробия. В моем случае два слова будет достаточно: Адольф Гитлер». Немного поразмыслив, добавил: «Немецкий народ будет знать, кто это был, да же если будет написано только одно слово: Адольф». На нижнем фото справа от фюрера - «архитектор III Рейха» Альберт Шпеер (нем. Albert Speer), прославившийся хотя бы тем, что это его павильон стоял напротив скульптуры Мухиной у моста Йена в Париже, на Всемирной выставке в 1937 году.

Кстати, парижская пресса не раз шумела о том, что та давняя экскурсия-де так вдохновила Гитлера, что не только остался цел Париж, но в Париже остался от той экскурсии у Гитлера сын, что вообщем-то и немудрено, - дело молодое и нехитрое...

Стоит также добавить, что в 1940 году Адольф Гитлер сделал известный красивый жест в сторону Франции, решив вернуть, как «дар Тысячелетнего Германского Рейха французскому народу» тело единственного сына Наполеона, короля Рима, Наполеона II, также называемого «Орлёнок» (фр. Roi de Rome, Napolon II dit «l'Aiglon»), скончавшегося в Австрии, в том самой комнате венского Дворца Шённбрун (нем. Schlo Schnbrunn), что занимал его отец во времена Австрийской кампании.

Так, 15 декабря 1940 года спустя ровно сто лет со дня смерти Императора Наполеона I, отец и сын были наконец, похоронены в Соборе Дома инвалидов рядом друг с другом.

Наконец, перейдем к Разделу Современности (фр. Dpartement Moderne 1643-1870), расположенному в восточном крыле Музея армии (на общем плане выше - по красной стрелке) и охватывающему на мой взгляд, самый интересный период в истории Франции - от Луи XIV до Наполеона III. Залы Раздела Современности бы ли долгое время сокрыты от глаз посетителей, - частичное открытие состоялось лишь год назад, в мае 2009. И вот наконец в среду, 20 марта 2010 состоялось долгожданное полное открытие Департамента Модерн, после почти четырехлетней капитальной модернизации Музея Армии в рамках программы ATHENA (2003-2010).

После очень долгой, кропотливой реставрации, в Музее Армии наконец выставлены долгожданные всеми наполеоньерами предметы наполеоновской эпохи, многие из которых - сродни реликвиям. Сейчас посмотреть их - значит увидеть их в самом лучшем их свете, возможность эта поистине редчайшая. Обо всем, конечно, не расскажешь, но будет верным придерживаться однажды избранного стиля - лишь только Crme de la Crme.

Главной кульминацией всего этого мероприятия послужила презентация Зала Вобана, размещенного в бывшей трапезной, - той самой, где закусывал Петр I , в котором представлены знаменитые оригинальные макеты, ныне полностью восстановленные, полностью экипированных 13-ти конных всадников, принадлежавших к различным родам французских войск различных эпох истории Франции - от Консульства и до Второй Империи. Вот взгляните, что все это время происходило за кулисами!



Говоря о лошадях, нельзя не обратить внимание на последнюю лошадь Императора - арабского скакуна по кличке Визир, сопровождавшего Наполеона I в 1815 году в его изгнании на острове Св. Елены и подаренного ему в 1804 году турецким султаном. Вывезенная в Англию после смерти Наполеона, лошадь позднее была возвращена во Францию, где и умерла в 1826 году, как гласит музейная табличка.

Помимо Императорской лошади (а также его белой собачки, по кличке Абруззо, ее фото я дам уж в комментариях), нельзя не сказать о презнаменитейшей шляпе (фр. petit chapeau) Императора. Знаете ли Вы, сколько таких шляп было у Наполеона? Он «менял их, как перчатки», - примерно одну в месяц, - и таким образом, за все время своего правления Император сносил 170 шляп. Во всем мире осталось лишь двадцать из них, шесть из которых принадлежат Музею Армии. Недолговременный срок службы шляп был обусловлен как высоким темпераментом Императора, так и императорским качеством фетра (фр. feutre), из которого они были изготовлены. Как правило, все свои шляпы Император приобретал по 60 франков у одного и того же скорняка, трудившегося в аркадах Пале-Ройяль (фр. Palais-Royal) под вывеской «Poupard et Cie» (здесь вновь не обманитесь с переводом, друзья: Пупар и Компания). Кстати, кто не знает, в Пале-Ройаль жил друг Жана Марэ Жан Кокто, и не раз была примечена incognito мадам Тимошенко.

Все Наполеоновы шляпы были одного 58-го размера, но ввиду ручного изготовления несколько отличались друг от друга по внешним габаритам. Лучше прочих внешний вид лишь у последней шляпы, с острова Св. Елены (черный фетр, трехцветная кокарда, петлица из черного шелка. Взгляните на нижний снимок: надо быть с очень развитым чувством воображения, равно как и косноязычия, чтоб назвать ее ...треугольной!:))

В тех мягких фетровых шляпах Император прошел «и Крым, и Рим», но как известно, даже в самом жарком бою они хранили мператорское чело лучше, чем знаменитые блестящие каски французских драгун! (на снимке ниже).

И хотя металлические кирасы (фр. cuirasse, кожанка), - прообразы современных бронежилетов, первоначально изготавливавшиеся из кожи (фр. cuir) - в определенном смысле и были надежной защитой, однако же не от английских ядер. На снимке ниже - кирасса карабинера Фаво (фр. carabinier Fauveau), кавалериста 2го полка кирасиров, погибшего при Ватерлоо. Как видно на снимке, кираса выдержала шрапнель, метившую в сердце, но от ядра не уберегла.

После отмены революцией всех прежних рыцарских орденов, дворянских собраний, наград и званий, 19 мая 1802 тогда еще Первым консулом первой Республики Наполеоном Бонапартом, был учрежден Орден почетного Легиона (фр. Ordre national de la Lgion d'honneur). Обновленной нации была необходимо своя когорта избранных, «новое дворянство», свой Орден, - а значит, нужен был новый знак отличия, подтверждающий принадлежность к высшей касте: человек слаб, и любит идти уже проторенными путями. Спустя два года после учреждения собственно Ордена почетного Легиона, 11 июля 1804 новая высшая награда Франции, предназначенная для чествования гражданских и военных заслуг, увидела свет (кстати, спустя всего лишь пару месяцев с момента введения не менее знаменитого Кодекса Наполеона!).

Первые знаменитые кресты Ордена в виде «звезды, светящей единству нации», как было записано в наполеоновском Декрете, были украшены венком из дубовых листьев, профилем Наполеона и девизом «Honneur et Patrie» (фр. Честь и Отечество). Хотя за все время профили на Кресте не раз менялись, девиз оставался неизменным. В наши дни действует знак Ордена образца 1962 г., представляющий собой пятилучевую серебряную (степень кавалера) или золотую (остальные степени) звезду с раздвоенными лучами, покрытую белой эмалью. Звезда наложена на венок из лавровых и дубовых листьев, покрытых зеленой эмалью. В центре знака находится золотой медальон с изображением женского профиля (Марианна, символ Франции), окруженный синим эмалевым кольцом с надписью: «REPUBLIQUE FRANCAISE», внизу пятиконечная звездочка. На реверсе знака в центре медальона изображены скрещенные
Категория: Новости | Просмотров: 475 | Добавил: inlying | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz